С этого года автоперевозчики обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Несмотря на то, что закон уже вступил в силу, страховые компании еще не готовы оформлять полисы, автотранспортные компании же ссылаются на недостаток точной информации. До тех пор, пока страховки не оформлены, перевозчики будут отвечать перед пассажирами по общим нормам гражданского законодательства.
С 1 января 2013 года вступил в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» (ОСГОП). Новые правила распространяются на все виды городского и междугородного пассажирского транспорта за исключением легковых такси, а также метрополитена.
Как сообщал Chelfin.ru, согласно новому закону пассажирам, попавшим в аварию, гарантировано страховое возмещение. Так, при самом печальном исходе родственники погибшего получат страховое возмещение в размере 2,025 млн рублей; вред, причиненный здоровью, может быть оценен в пределах двух млн рублей. В случае порчи имущества максимальный размер выплаты составит 23 тысячи рублей. Для получения выплаты необходимо будет обратиться в страховую компанию с письменным заявлением в свободной форме. При этом в законе установлен четкий срок для проведения выплаты – до 30 дней.
Как рассказал начальник отдела корпоративных продаж челябинского филиала компании «АльфаСтрахование» Олег Савин, лицензии на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика на сегодняшний день получили 34 страховые компании. Следующий этап – создание профессионального объединения – Национального союза страховщиков ответственности. «После того, как данной организации будет присвоен указанный статус, а по самым оптимистичным прогнозам это произойдет не ранее 15-18 февраля, страховые компании наконец-то смогут начать выдавать полисы», – сказал Олег Савин.
По его словам, автоперевозчики пока не встают в очередь за консультациями по аспектам нового закона, налагающего повышенную ответственность за жизнь и имущество пассажиров. «Могу сказать, что обращения от автоперевозчиков единичные, инициативу пока проявляют только сами страховые компании», – отметил Олег Савин.
Как показывают расчеты, стоимость страховки для маршрутного такси вместимостью 15 мест составит около 16 тысяч рублей в год. «Разговоры о том, что в связи с этим увеличится стоимость проезда, несостоятельны, так как размер страхового взноса с каждого пассажира составит всего 35 копеек», – указал Олег Савин.
Платить придется и муниципальным транспортным предприятиям, для которых суммы платежей будут достаточно внушительными. Так, к примеру ЧелябГЭТ, исходя из показателя пассажироперевозок в 1,7 миллиона пассажиров ежемесячно, должен будет уплатить страховую премию в размере более двух миллионов рублей.
Правда, сами перевозчики заявляют, что не имеют представления о тех суммах, которые им придется заплатить за страхование ответственности перед пассажирами. Соответственно, отказываются и давать какие бы то ни было прогнозы относительно того, повлечет ли страховая нагрузка увеличение платы за проезд.
По словам директора маршрутного такси «Казачий двор» Юрия Русина, пока невозможно определить, насколько возрастет финансовая нагрузка на бизнес по организации пассажирских перевозок. «Страховые компании, в которые мы обращались, пока не готовы предоставить расчеты по стоимости страховки, – говорит он. – Думаю, что сумма получится достаточно серьезной. Сложно сказать, насколько целесообразно было введение этого закона, что касается нашей компании, то мы в случае каких-либо инцидентов самостоятельно выплачивали пассажирам компенсацию», – рассказал Юрий Русин.
В управлении транспорта Челябинска также пока не готовы сказать, в какую сумму обойдется страхование городского транспорта. «Мы готовы оформлять страховки, как того требует законодательство, но, насколько мне известно, порядок выплат будет определен лишь в июле этого года. Муниципальные предприятия обязательно выполнят требования закона, когда будет доработана нормативно-правовая база», – сказала пресс-секретарь управления транспорта Валентина Богомазова.
Не собираются уклоняться от выполнения закона и междугородние перевозчики. «Есть закон, значит, будем исполнять. Но пока страховые компании сами не готовы оформлять страховки», – отметил директор Нязепетровского АТП АлексейНедоспелов.
Пока же, по словам управляющего партнера ЮК «Генезис» Артема Денисова, автоперевозчики несут ответственность перед пассажирами по общим нормам гражданского законодательства. «Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине», – отмечает юрист.