ОСАГО для «аварийных» водителей подорожает, а проезд в транспорте может подорожать из-за обязательного страхования пассажиров. Эти и другие законодательные изменения в страховании ждут южноуральцев в начале следующего года.
Схитрить с ОСАГО не выйдет
Наибольшие изменения в заканчивающемся году претерпел закон об ОСАГО. Во-первых, изменился порядок прохождения техосмотра. Теперь его можно легально пройти на любой СТО за короткое время, заплатив сравнительно небольшие деньги. «С точки зрения удешевления и упрощения процедуры техосмотра для автовладельцев результат положительный», – считает вице-президент ОСАО «Ингосстрах» Илья Соломатин. Однако, по его словам, сама схема реализации инициативы, в частности передача контроля своевременного прохождения техосмотра страховщикам, вызывает много споров.
Известно, что чем чаще водитель становится участником ДТП, тем дороже ему обходится полис «автогражданки». «Не секрет, что многие автовладельцы, чтобы этого избежать, попросту меняют страховые компании», – говорит вице-президент дивизиона «Урал» группы «Ренессанс страхование» Сергей Логвиненко. Со следующего года сделать это убыточным водителям без применения повышающего коэффициента будет невозможно. Как сообщил Сергей Логвиненко, все ДТП и выплаты по ним будут заноситься в единую информационную базу РСА, и при продлении полиса страховая компания будет обращаться к ней, чтобы проверить выплаты за предыдущей год использования ОСАГО. Кроме того, дополнительная денежная «надбавка» предусмотрена, если автовладелец предоставляет ложные или неполные сведения по предыдущему договору ОСАГО. «Введение единой информационной базы запустит систему, отвечающую за коэффициенты аварийности автовладельцев. Распределение затрат на ОСАГО в большей степени ляжет на неаккуратных водителей», – считает директор по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс» Андрей Антохонов.
Кроме того, сейчас на рассмотрении в Госдуме находится еще ряд поправок к закону об ОСАГО. В частности, будут повышены размеры выплат за причинение вреда жизни и здоровью, а также за ущерб, нанесенный автомобилю вследствие ДТП, поясняет Илья Соломатин. Помимо этого поправками предлагается увеличить объем страхового покрытия при упрощенном оформлении ДТП, то есть оформление справок без участия сотрудников ГИБДД. «Изменения в европротоколе позволят сократить время простоя транспорта и улучшить дорожную ситуацию», – считает Андрей Антохонов.
Как считает аналитик департамента аналитики и стратегического развития бизнеса СК «Альянс» Юлия Чивайте, логично, что результатом поправок станет ужесточение контроля за страховщиками со стороны государства. «В течение ближайших полутора-двух лет планируется создание единого финансового мегарегулятора на базе Центробанка», – говорит эксперт.
Компенсация за давку в транспорте
Со следующего года все перевозчики будут обязаны застраховать ответственность перед пассажирами. Новый закон увеличивает максимальную сумму, которую могут получить пострадавшие пассажиры в результате ДТП, до 2 млн рублей. При этом предусмотрены компенсации по разным видам травм, даже самым незначительным синякам и ушибам, а также возмещение за порчу вещей.
Затраты перевозчиков на страхование не могут не отразиться на стоимости проезда в городском и междугородном транспорте. «В отличие от ранее действующего обязательного личного страхования пассажиров, в котором прямо предусматривалось включение страховки в стоимость билета, новый закон предусматривает страхование за счет самого перевозчика», – комментирует заместитель директора центра страхования ответственности ОАО СК «Альянс» Галина Гуляева. И безусловно, многие частные компании будут стараться компенсировать новую статью расходов за счет повышения стоимости проезда. Кстати, тарифы муниципальных перевозчиков регулируются государством, и повышение стоимости может быть только в период очередной индексации цен. «Так, на пассажира городского автобуса это 14 копеек, то есть полпроцента от стоимости билета. На пассажира трамвая – две копейки или менее 0,1%», – говорит эксперт.
Илья Соломатин добавляет, что в пересчете на каждого пассажира повышение стоимости проезда будет минимальным – в пределах нескольких рублей. «Клиенты крупных транспортных компаний с большим автопарком и пассажирским трафиком и вовсе могут не заметить этого увеличения», – говорит специалист. По его словам, стоимость полиса будет зависеть и от технического состояния автопарка, и от соблюдения правил безопасности. В итоге для добросовестных компаний тарифы будут самыми низкими.
«К сожалению, по данному виду страхования окончательно тарифы еще не утверждены», – поясняет Сергей Логвиненко, добавляя, что страховщикам пока известны лишь лимиты ответственности – 2 млн 25 тыс. рублей по жизни и здоровью пассажира и 23 тыс. рублей по имуществу.
По словам Галины Гуляевой, при подготовке закона страховое сообщество проделало огромную работу, особенно в части отстаивания интересов граждан, связанных с гарантированностью получения ими страхового возмещения при наступлении страхового случая. Как отмечает эксперт, создан перестраховочный пул, который позволит в случае банкротства одного из страховщиков отвечать за принятые им обязательства.
Туристы остались без страховки
После трагических случаев с российскими туристами за рубежом в правительстве стало активно обсуждаться введение обязательного страхования туристов, предусматривающее гарантированную медицинскую помощь за рубежом и устанавливающее минимальный размер страхового возмещения в 1 млн рублей. Однако предлагаемые поправки были отклонены Минэкономразвития, несмотря на то, что страховые компании крайне позитивно восприняли инициативы, поясняет заместитель директора департамента страхования путешественников СК «Альянс» Александр Шваб. По словам Сергея Логвиненко, на практике страхование туристов все же действует. Минимальная сумма страховки сейчас около 500 тыс. рублей, говорит специалист. «Но такая страховка подойдет только для путешествий в Турцию или Египет. Для поездок в Европу и Америку необходима страховка на 30 тыс. евро или более, а это уже больше 1 млн рублей», – резюмирует страховой эксперт.