Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении проект закона о замене лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности. Как сообщает «Российская газета», речь идет о шести видах предпринимательской деятельности (всего их 184) – это перевозки грузов внутренним водным транспортом, погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах, перевозка грузов морским транспортом, буксировка и оказание услуг почтовой связи.
Авторы законопроекта полагают, что лицензирование как форма госрегулирования служит административным барьером для выхода на рынок недобросовестных хозяйствующих субъектов, но и добросовестные страдают от этой сложной и дорогой процедуры.
По словам депутата Госдумы Евгения Федорова, лицензирование по сути – это формальная вещь, которая не оказывает прямого влияния на бизнес, в отличие от обязательного страхования, которое очень хорошо себя показало на примере с турбизнесом. А выдача лицензий превращается, по сути, в «прикармливание» коррумпированных чиновников, выдающих лицензии за взятки.
Таким образом, замена лицензирования страхованием не только снижает давление, борется со взяточничеством, но и повышает качество работы предприятия, поскольку предприниматель начинает отвечать перед потребителем своими деньгами. Законопроект предполагает замену административной процедуры рыночной.
В заключении профильного комитета Госдумы говорится, что обязательное страхование гражданской ответственности направлено прежде всего на обеспечение возмещения вреда потерпевшим в случаях, когда такой вред уже был причинен в результате ненадлежащих действий юридического лица или индивидуального предпринимателя. А целью лицензирования является предотвращение самого факта причинения вреда за счет постоянного контроля над качеством работ или услуг, выполняемых или оказываемых лицензиатами. Таким образом, в целом предлагаемые законопроектом изменения не представляются соотносимыми по степени защиты прав граждан.